Будущее рынка СИЗ в России
В настоящее время рынок средств индивидуальной защиты имеет отличные перспективы для дальнейшего роста.
Динамичное развитие российской экономики, постепенно отошедшей от шоковых событий 2020 и 2022 годов не могло не сказаться на рынке средств индивидуальной защиты. Так, темпы его прироста примерно вдвое выше общемировых. О его основных показателях и перспективах расскажем далее.
Текущее положение на российском рынке СИЗ
Объем мирового рынка средств индивидуальной защиты оценивается более чем в $78 млрд с перспективой роста почти в два раза (до $131 млрд) к 2030 году. В свою очередь, объем российского рынка оценивается примерно в $3 млрд: по данному показателю РФ занимает четвертое место, пропустив вперед США, Китай и ФРГ. Вместе с тем темпы прироста отечественного рынка СИЗ (13% ежегодно) почти вдвое превышают общемировые (6,7%).
Чем вызвано столь бурное развитие российского рынка СИЗ? Стоит выделить два основных фактора.
Первый – рост экономической активности, что повлекло за собой создание новых рабочих мест, в том числе предполагающих опасные условия труда. Второй фактор – предприятия стали больше внимания уделять охране труда (в том числе из-за совершенствования законодательства), понимая, что несчастные случаи прямо отражаются на эффективности работы компании. В частности, спрос на СИЗ среди предприятий обрабатывающей промышленности за последние 6 лет вырос более чем на половину, а среди предприятий добывающей промышленности – почти на треть.
Приведем еще несколько интересных показателей. Всего в России средствами индивидуальной защиты обеспечены 16 млн сотрудников различных предприятий. В среднем стоимость комплекта СИЗ составляет порядка 15 тыс. рублей, тогда как у работников опасных предприятий и производств – почти 18 тыс. рублей.
Стоит отметить, что события 2022 года несущественно отразились на российском рынке СИЗ. Отечественные производители понимают специфику рынка (в том числе климатические нюансы) и готовы удовлетворить спрос клиентов.
Основные драйверы роста и перспективы рынка СИЗ
Один из ключевых драйверов роста рынка СИЗ – развитие законодательства, регулирующего данную отрасль. Это касается как различных подзаконных актов, так и ГОСТ. Так, с 1 января 2024 года вступили в силу три новых ГОСТ, касающихся использования средств индивидуальной защиты: ГОСТ ISO 4869-1-2023, ГОСТ 12.4.321.4-2022 и ГОСТ 12.4.320.3-2022. Кроме того, еще в 2021 году приказом Минтруда были утверждены новые правила обеспечения работников СИЗ, обязательные для исполнения. Из перспективных тенденций совершенствования законодательства стоит выделить постепенный переход от исключительно побуждения работодателей приобретать СИЗ к их правильному использованию.
Стоит отметить и влияние распространенного в последние годы риск-ориентированного подхода на рынок СИЗ. Он предполагает повышение ответственности работодателей в части обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, что, в свою очередь, приводит к росту спроса на подобную про дукцию.
Пандемия коронавируса продемонстрировала значимость защиты от различных бактериологических и вирусных рисков. С учетом данной тенденции ряд компаний формируют запасы подобной продукции на будущее.
В развитие предыдущего тренда можно выделить и другой вектор – создание значительных запасов различных СИЗ в том числе на государственном уровне. Это позволит в случае чрезвычайной ситуации иметь резерв таких изделий и относительно быстро выделить требуемое количество для решения поставленных задач.
Нельзя не отметить тенденцию приобретения СИЗ населением для личного пользования. Одна из причин такой тенденции – динамичный рост строительного комплекса в целом и загородного домостроения в частности.
Расширяются и возможности покупки средств индивидуальной защиты. Если раньше их можно было приобрести в основном в специализированных строительных магазинах или в магазинах, торгующих спецодеждой, то сейчас СИЗ активно представлены на крупнейших маркетплейсах.
Растет эргономичность и комфортность средств индивидуальной защ иты. Более того, на рынке появляются новые комплексные и мультифактурные варианты. Также наблюдается тенденция к слиянию СИЗ с тактической экипировкой, а также одеждой для активного отдыха и туризма.
Все вышеперечисленное позволит, как минимум, сохранить текущие темпы прироста рынка СИЗ. Более того, по мере стабилизации макроэкономической ситуации (в частности, снижения ключевой ставки) и, соответственно, повышения инвестиционной активности динамика отечественного рынка СИЗ может продемонстрировать и более существенный рост.
Почему необходимо участвовать в выставке Securika Moscow
В условиях динамично растущего рынка средств индивидуальной защиты важно понимать его тренды и оперативно принимать решения. Немаловажную роль играют и партнерские связи, причем как новые, так и уже налаженные. И одним из самых эффективных способов решения подобных задач выступает участие в отраслевых мероприятиях.
Международная выставка технических средств охраны и оборудования для обеспечения безопасности и противопожарной защиты Securika Moscow является крупнейшим в России подобным событием, привлекающим внимание ведущих потребителей решений для сферы безопасности. В 2024 году данное мероприятие посетили 20 379 специалистов из 81 региона РФ и 22 стран мира. Стоит отметить, что 93% из них влияют на принятие решений о закупке продукции, а 64% занимают руководящие позиции. Это позволяет существенно ускорить процесс переговоров, избежав ненужных формальностей.
Новый раздел «Охрана труда. Средства индивидуальной защиты» был представлен в рамках выставки Securika Moscow 2023. За счет этого уже в 2024 году ряд крупных участников данного рынка смогли продемонстрировать свои решения и продукцию в этом сегменте. В этом году разделом, посвященным средствам индивидуальной защиты, интересовались 2 163 посетителя (16% от общего числа гостей выставки).
Если Ваша компания производит или поставляет средства индивидуальной защиты, то участие в 30-й Международной выставке технических средств охраны и оборудования для обеспечения безопасности и противопожарной защиты Securika Moscow позволит найти новых партнеров, закрепить отношения с существующими и расширить географию продаж.