Безопасность в ритейле

На кейсориуме «Комплексная безопасность в ритейле» эксперты обсудили не только ситуацию с кражами в магазинах

Техническое решение всех бизнес-задач должно быть комплексным, и обеспечение безопасности должно быть интегрировано в общий процесс. Модератором сесси выступил Константин Сергеев (директор по безопасности, ТС «Монетка»). 

В кейсориуме приняли участие Степан Устинов (разработчик ИАС «СТОП-Шоплифтер», Компания BIT - резидент «Сколково»), Виктор Чепурнов (директор по развитию, IDIS Russia), Алим Сизов (генеральный директор, «СВС Проект»), Игорь Чумарин (генеральный директор «Агентства исследования и предотвращения потерь»), Виталий Сотнев (директор по безопасности ТС «Подружка»), Александр Мерзляков (руководитель отдела информационной безопасности и технической защиты ТС «Монетка»), Дмитрий Лихов (директор по безопасности, ТС «ОКЕЙ»), Максим Мельничук (директор по безопасности, Ozon), Михаил Кораблев (CEO компании «BIT», разработчика Единой информационно-аналитической системы профилактики магазинных краж «СТОП-Шоплифтер»).

Как выявить потенциального вора? Степан Устинов рассказал о системе «Стоп-Шоплифтер», разработанную для профилактики и предотвращения краж в ритейле. Более 10 000 в России, Казахстане и Беларуси уже включены в единый контур безопасности. Минимальные технические требования к запуску ИАС «Стоп-Шоплифтер»): наличие камер и сервера с определенными характеристиками и выход в интернет.

Спикер привел примеры успешнов кейсов работы системы. Камера замечает то, что не видит персонал: мошенников, которые переодеваются и меняют парики, «заломщиков» сдачи, тех, кто расплачивается поддельными деньгами. Система распознает потенциальных воров, когда те надевают униформу или прикрывают лица. Очки, капюшон, маска не являются препятствием для распознавания человека.

Securika Moscow 2022
Securika Moscow 2022

Виктор Чепурнов (IDIS Russia), Алим Сизов («СВС Проект») также представили систему видеонаблюдения для сетевого ритейла, которую уже внедрили в большом количестве магазинов. По наблюдению экспертов кражи в ритейле чаще всего совершают организованные группы от двух человек, выносят товары в больших сумках с фольгой внутри, иногда используют детские коляски. Для монтажа системы видеонаблюдения компании необходим полный строительный проект, на основе которого они и собирают систему безопасности. В систему системы для каждого объкта входят:40-130 IP-видеокамер, IP-видеорегистраторы (8, 16, 32, 64), управляющая рабочая станция (УРС) с клиент-серверным ПО видеонаблюдения, ПО СКУД, 2-3 монитора, принтер. Система IDIS обеспечивает визуальный мониторинг24/7, точечный контроль объектов и ситуаций, формирование доказательной базы в случае краж или несчастных случаев, изучение активности посетителей и персонала, контроль соблюдения трудовой дисциплины, анализ жалоб и предложений покупателей.

Сессию продолжила дискуссия, посвященная новой реальности в безопасности. 

— Не сворачиваются ли проекты по безопасности? Какова ситуация?

Дмитрий Лихов (ТС «Окей»): В ритейле 24/7 что-то происходит, в прошлом году зафиксировано порядка 40 000 инцидентов с противоправными действиями. Возбуждено около 1000 уголовных дел. Чтобы всю территорию держать под контролем, необходимы средства технической защиты. И вопрос не только в кражах, но и в охране труда. Был план развернуть систему распознавания лиц. 3600 раз система сообщила о людях из базы данных. Но задержали всего 200 человек на кассовой линии.  Прогнозировали что число кейсов будет выше, но вышло по-другому. Воровство пошло вверх там, где есть физическая охрана, в супермаркетах в этом году насчитывали около 7000 противоправных действий против 10 000 в прошлом году. Была проблема с преступными этническими группировками, и нам пришлось пригласить высокопрофессиональных спортивных ребят на самые сложные объекты. Так мы уменьшили количество криминальных кейсов. 

— Готовы ли вы инвестировать в реализацию инновационных направлений?

Виталий Сотнев («Подружка»): Эксплуатируем систему распознавания лиц уже шесть лет. Отказываемся от антикражных ворот в пользу видеоаналитики. Наше будущее – это технические средства. Планируем наращивать внедрение систем распознавания лиц и разместить их во всех магазинах. Но нам нужны гибридные регистраторы — у нас недостаток в этом оборудовании. 

— Лучшая система безопасности по профилактике краж – это глаза персонала. Так или нет?

Михаил Кораблев («BIT»): Сегодня на рынке происходят тектонические изменения. Первый тренд — видеоаналитика, второй — предиктивная аналитика (то есть не по лицу, а по поведению выявляются те, кто может совершить кражу). Думаю, что этот подход позволит снизить количество краж. 

— Какая глубина видеоархива нужна в ритейле? Есть ли необходимость вкладываться в мощности, дольше хранить видеоархив?

Александр Мерзляков (ТС «Монетка»): Единого отраслевого стандарта нет. Минимальная глубина —период от ревизии до ревизии. Технические средства развиваются, можно хранить и до года, но проблема, обработать архив, с таким объемом никто не будет работать. 

— На что делать ставку в безопасности ритейла в 2022 году? Экосистемы, сервисы – будет ли рынок двигаться в сторону стандартизации и укрупнения?

Игорь Чумарин («Агентство исследования и предотвращения потерь»): Крупные игроки будут развивать тех, с кем комфортно на сегодняшний день работать. Вопрос в айтишниках, которые должны предоставить директору по безопасности тот интерфейс, который ему нужен. Сейчас любая ритейл-компания — это IT с автоматизацией и передвижением товара. 

Мы не можем рассматривать видеонаблюдение в отрыве от бизнеса. Основная проблема в людях, которые должны эксплуатировать или обслуживать системы, а их сегодня уже не хватает. Должна решаться задача эффективности бизнеса в целом. Дайте решение, которое не только контролирует посетителей, но и сокращает бюджеты. И мы ждем его уже лет десять. Не имеет смысла рассматривать видеонаблюдение в отрыве от жизни. Надо автоматизировать все, что можно автоматизировать. А просто распознавание решает слишком узкие задачи. 

— Ozon объединил директоров по безопасности в клуб. На что делать ставку безопасности в направлении бизнеса?

Максим Мельничук (Ozon): Наше сообщество развивается с 2015 года. Моя тема – это тема кадровой безопасности. Надо менять не камеры, и не людей, которые в них смотрят, а процессы в бизнесе. У безопасности есть право менять процессы, и в нашей компании это закреплено. Если постоянно теряются телефоны, камеры не помогут. 

Мы все поменялись: не только безопасность и ритейл, а вся жизнь. Все покупки уходят в онлайн. IT-история в безопасности — это интересно, но мы уже немножко опоздали. А вот разбираться в механизмах, где IT может быть полезно бизнесу, надо. Пять лет назад я верил в биометрию, но, возможно, через пять лет нам опять нужны будут здоровые мужчины, которые будут охранять наше имущество. 

Игорь Чумарин: Безопасность — она внутри каждого, она работает внутри либо нет. Нужно работать на предупреждение, а не догонять. Сегодня прогнозная аналитика скрывается в системах учета — и я делал бы на это ставку. Никакой инструмент больше не дает движения вперед. Нужно делать ставку на людей, специалистов, и менять процессы. 

Виталий Сотнев: Многие задумываются о физической безопасности. Где найти ребят, которые и с кулаками, и с мозгами? А добро должно быть и с кулаками, и с мозгами. Система отработала, а приехать некому. Получается, что 2022 год — год мускул? Технические средства должны побороть физическую охрану, но от физической охраны мы не сможем избавиться. Она точно останется, вопрос — в каком количестве. 

— Какова роль систем безопасности в магазине будущего?

Игорь Чумарин: Есть смысл в тех системах, которые дают прогноз поведения — работа на предотвращение общественно-опасного поведения. В магазине будущего для видеонаблюдения места нет, оно будет заменено детальной персонализацией, а государство будет иметь полностью его трек. Это будет часть глобального видеоглаза. 

Того, что не может быть оцифровано, скорее всего, не будет. Места физической охране тоже не будет. Будут те, кто меняет процессы, предвидит риски. И будет рулить рискориентированный подход. 

Выставка Securika Moscow 2023 состоится 11–14 апреля 2023 года в Москве в МВЦ «Крокус Экспо»

ЗАБРОНИРОВАТЬ СТЕНД